05.03.2011
Молодых мам обычно беспокоят одни и те же вопросы: «Правильно ли развивается мой малыш?», «Все ли так?», «Почему соседский Ваня в полтора месяца переворачивается во все стороны, а мой Петя пока нет?», «Почему Манечка уже ходит, а моя Наташенька все еще сидит?».
Как же определить, верно ли развивается карапуз?
Развитие всех младенцев обычно оценивают в четырех областях: общение, язык, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики.
Общение – это навык, характерный для всех социальных существ. Кстати, не только людей. Это вообще показатель того, как ребенок может и готов общаться: «агукать», улыбаться, сообщать о своем состоянии.
Задержки в этой области могут говорить о нарушениях работы органов зрения и слуха или же об общем нарушении развитии эмоциональный сферы. Для того, чтобы развить навык общения, почаще «агукайте» с ребенком, побольше с ним общайтесь, «зеркальте» ему эмоции и следите за его реакцией. Как правило, она не заставляет себя ждать, и детки весьма бурно и радостно выражают свою готовность пообщаться.
Язык. Считается, что рано заговоривший ребенок определенно имеет дар слова или, по крайней мере, повышенной говорливости. От себя добавлю следующее: несмотря на то, что моя дочь заговорила после трех лет, даром слова она владеет убедительно – замолкает только во сне, и то не всегда.
Итак, лучший показатель, что процесс развития речи идет хорошо – это непрерывное пополнение словарного запаса малыша. Если ваш ребенок в два года отличает на картинках аэроплан, биплан, вертолет и самолет, но при этом не говорит – будьте уверены, что все с ним в порядке. Просто еще не пришло время донести свои мысли миру. К тому же, слишком большой словарный запас иногда задерживает развитие речи малыша: артикуляционный аппарат крохи еще не готов ко всем этим сложностям.
Замечу однако, что медленное развитие в этой области указывает на проблемы малыша со слухом, поэтому, если у вас возникли какие–то сомнения – лучше посетите логопеда и педиатра.
Основная моторика. Пока у вас в животе жил футболист, он развивал свою основную моторику. После рождения кроха тоже продолжает ее развивать.
Существует закономерность: чем больше малыш толкался в животике, тем более активным он будет и после родов. Такие дети, как правило, более атлетичны и предпочитают физические нагрузки просмотру мультиков, однако впоследствии их вполне могут обогнать и сонные «тихони» из маминого животика.
Если у вашего ребенка наблюдается существенная задержка в развитии основной моторики – обязательно обратитесь к врачу! Отставание младенца в двигательном развитии может указывать на серьезное неврологическое заболевание.
Мелкая моторика – это прицельные хватания маленьких предметов пальцами; умение быстро и ловко достать желаемое пальцами рук или ног.
После года и родители и доктора ориентируются также и на другие показатели: чувство юмора, решение логических задач, творческие способности – все это проявляется несколько позже, когда ребенок уже выходит из понятия «младенец».
В заключение отмечу, что развитие ребенка происходит неравномерно и у каждого малыша есть свои таланты, которые могут проявляться значительно позже. Все мы разные и границы того, что принято называть «нормой развития» довольно широки и размыты. Самый, пожалуй, четкий показатель задержки развития, это если ребенок не овладевает неким навыком в то время, когда 90% его сверстников, согласно официальной медицинской статистике, уже им уже овладели. Если вы сомневаетесь в том, что вам сказал один врач – проверьте информацию еще у нескольких детских врачей, и только тогда делайте какие–либо выводы. Исключение составляют явные патологии, при которых действовать надо незамедлительно.
Замечу также, что малыши, опережающие развитие, более ранимы и эмоционально нестабильны. Такие детки требуют очень много внимания, очень привязаны к матерям, плохо спят и часто кушают.
Наконец, в воспитании малыша всегда полагайтесь на свою материнскую интуицию, прислушивайтесь к ней и проводите больше времени с малышом, чем в интернете. Растите и развивайтесь!
Также по теме |
05.02.2011
Воспитание детей от 6 месяцев до года. Часть третья
В 10 месяцев ребенок часто повторяет одни и те же движения, постепенно совершенствуя их. Он с удовольствием (но пока по–своему) отзывается на голос мамы, понимает, когда шутят в его адрес.
Кроха даже может смеяться «за компанию» со взрослыми. |
03.02.2011
Воспитание детей от 6 месяцев до года. Часть вторая
В течение первого года жизни ребенок из беспомощного крохотного человечка превращается в осознающую свои желания и потребности личность, любознательную, эмоциональную, способную быстро учиться. |
03.02.2011
Воспитание детей от 6 месяцев до года. Часть первая
К концу пятого месяца у детей появляется необыкновенно сильный интерес ко всему окружающему: к людям знакомым (особенно к родителям) и незнакомым (особенно к детям), к животным и птицам, к предметам быта, одежде, игрушкам.
Так малыши познают мир. |