05.02.2011
В 10 месяцев ребенок часто повторяет одни и те же движения, постепенно совершенствуя их. Он с удовольствием (но пока по–своему) отзывается на голос мамы, понимает, когда шутят в его адрес.
Кроха даже может смеяться «за компанию» со взрослыми.
Десятимесячный карапуз с азартом играет в «Ку–ку», «Ладушки» и прочие игры, которым его научили раньше, добавляя в процессе игры свои, творческие элементы (например, будет приседать в кроватке – прятаться, а потом с радостными возгласами выпрямляться и ждать, что мама скажет: «Ку–ку»).
Предметы, которые не нравятся или не нужны могут быть тотчас же отброшенными ребенком. Он деловито принимается за что-то иное, не всегда наблюдая за падающим предметом, ведь кроха уже знает, как это происходит.
Прислушиваясь к речи родителей, малыш выделяет забавные на его взгляд звукосочетания, смеется над ними, может их повторить. Вообще это период активного звукоподражания. Чтобы помочь в этом малышу, проговаривайте, указывая на изображения, звуки, которые произносят животные и издают предметы. Например: корова мычит: «Му–у–у», а лягушонок квакает: «Ква-ква», а это звоночек, он звенит: «Динь–динь»...
В 11 месяцев ребенок может путешествовать по дому, держась за мебель. Многие уже сделали свой первый шаг, если нет – то сделают или будут топать на месте, просить мамину руку, чтобы, держась за нее попробовать походить.
Сейчас как никогда малышу нужна свобода! Дайте ее ребенку, он должен развиваться! Пусть он ползает, трогает, рассматривает, изучает все, что встречается ему на пути.
Не оставляете его без присмотра, будьте рядом и поощряйте первые попытки лучше узнать этот мир. Помните, что малыш – еще несмышленыш, ему интересно все, даже то, о чем вы не могли подозревать: свисток чайника, шум диска в компьютере, светящаяся лампочка в духовке... Если вы заметили необычайный интерес ребенка к тому, что еще не спрятано от его глаз – отвлеките свое чадо на что-то другое, яркое, а позже уберите волнующий предмет или оградите его от малыша.
В этом возрасте ребенок с удовольствием играет с различными по форме фигурками. Он уже знает, что конус и треугольник можно погрызть за уголок, а прямоугольником можно постучать по другой игрушке, маленький шар помещается в руке, его можно бросить и он будет катиться... Большое восхищение доставляет малышу погружение одного предмета в другой. Для этой цели подойдут: традиционная матрешка, ведерки разной величины, детская посудка, мамина вечерняя сумочка и мелкие игрушки – главное, немного пофантазировать.
Ребенок уже отлично знает расположение комнат, место многих предметов и вещей. Если видел, как родители вынимают из шкафа одежду – просит, чтобы ему позволили сделать то же самое (вещи выбрасываются на пол с хохотом; кроха наблюдает за траекторией полета каждой вещицы и остается довольным собой). Маме нужно проявить терпение и позволить своему солнышку немного «поработать» в шкафу. Однако собирать все обратно тоже нужно вместе (будьте готовы, что полюбившиеся крохе вещи опять и опять будут покидать отведенные им полки).
Малыш пьет или старается пить из чашки, хорошо удерживает ложку, может пытаться ею пользоваться. Хорошо сейчас научить ребенка «кормить» игрушки, – кормя своих «питомцев» и кукол, малыш, сам того не замечая, начинает хорошо владеть данными навыками.
В год вы имеете дело с маленьким человечком, у которого уже есть свои предпочтения. Он начинает чувствовать себя самостоятельным, но по-прежнему зависит от мамы во всем.
Год – это возраст кризисов, так как малыш уже подрос и возросли его потребности, он пытается что-то делать сам, но еще не может. Не нужно бояться истерик малыша, но и не обращать на них внимания тоже не стоит, ведь годовалый ребенок еще не в силах совладать с собой. Следует проявить терпение и понимание. Категорически нельзя бить ребенка, кричать на него, ругать его и читать ему мораль – он вас не поймет и раскапризничается еще сильнее. Возьмите кроху на руки, прижмите к себе, попробуйте успокоить, покачайте, напойте любимую спокойную мелодию. Когда истерика пройдет попробуйте объяснить, что требовалось от ребенка, почему вы этого от него хотели. Ваша речь должна быть спокойной, убедительной, не должно быть фальши и лжи.
Не заставляйте кроху пробовать новую пищу, если он этого не хочет. Не добивайтесь от него рассудительности, не прикрикивайте на него – ребенок еще маленький, умеет мало, он полностью зависит от вас и, более того, без вашей помощи и заботы он погибнет. Когда родители начинают требовать от малыша то, что он еще никогда не делал или то, что у него плохо получается, ребенок начинает чувствовать себя крайне тревожно, думая, что не отвечает требованиям родных людей. У таких деток появляются различные страхи, в первую очередь страх потерять любовь мамы.
Второе полугодие жизни для ребенка – трудный период освоения важнейших человеческих умений. В этом возрасте малышу особенно нужны поддержка, ободрение, ласка и любовь мамы. Без них кроха не будет правильно развиваться. Если ребенок с самого раннего детства воспитывается в атмосфере любви и понимания, он растет веселым и радостным, уверенным в себе и отзывчивым. Мама становится опорой в прямом и переносном смысле этого слова: она поддерживает малыша во всем.
Любовь и забота матери не могут быть подменены такими же чувствами другого человека – ни бабушка, ни няня, ни другие люди не смогут ее заменить. Давно замечено, что дети, воспитывающиеся родными без мамы (полностью оторванные от нее) плохо растут, медленно развиваются, часто болеют, капризничают, плохо едят и спят.
Поэтому, если у вас есть возможность оставаться с ребенком как можно дольше – воспользуйтесь ею! Формирование личности вашего малыша начинается именно сейчас, не будьте равнодушны к тому, какие качества закладываются в основу характера вашего крохи!
Елена Бажанова
Также по теме |
03.02.2011
Воспитание детей от 6 месяцев до года. Часть вторая
В течение первого года жизни ребенок из беспомощного крохотного человечка превращается в осознающую свои желания и потребности личность, любознательную, эмоциональную, способную быстро учиться. |
03.02.2011
Воспитание детей от 6 месяцев до года. Часть первая
К концу пятого месяца у детей появляется необыкновенно сильный интерес ко всему окружающему: к людям знакомым (особенно к родителям) и незнакомым (особенно к детям), к животным и птицам, к предметам быта, одежде, игрушкам.
Так малыши познают мир. |
25.01.2011
Игрушки из подручных материалов
Зачастую случается так, что погремушки, которые старательно выбирали в магазине родители, не вызывают у малышей интереса или же мгновенно надоедают им. Наблюдения за детьми до года показывают, что карапузам куда интереснее играть с бытовыми предметами, чем с игрушками, созданными специально для их возраста.
О том, почему это происходит и как найти альтернативу расскажет наша новая статья. |