03.02.2011
В течение первого года жизни ребенок из беспомощного крохотного человечка превращается в осознающую свои желания и потребности личность, любознательную, эмоциональную, способную быстро учиться.
Начиная с шести месяцев ребенок умеет поворачиваться со спины на живот, некоторые – совсем недолго сидеть с поддержкой. Многие малыши хватают ручками ножку и тянут пальцы в рот. Новые игрушки и небольшие предметы вызывают живой интерес, ребенок, рассматривая, может крутить их в руке, перекладывать из одной руки в другую. Кроха пока умеет держать только один предмет, если ему предложить другой – он бросит первый.
Как правило, в 6 месяцев у детей начинают резаться зубки. Помочь ребенку можно только одним (если, конечно, у него нет температуры или других незначительных недомоганий) – отвлекать малыша на что-то новое. Носите кроху по комнате, расскажите, где и что находится, как устроено, и как работает. Хотя карапуз еще не умеет говорить, он многое уже понимает, а его жгучий интерес к окружающему отвлечет его от боли.
В 7 месяцев ребенок четко различает, где родные люди, а где – чужие. Настороженно относится к незнакомцам, с интересом рассматривает незнакомых детей.
В рационе питания определились предпочтения. Некоторые виды пищи не нравятся малышу и он информирует об этом, отворачивая голову, кривя губки и крепко сжимая их. Нельзя кормить ребенка насильно, пробуйте объяснить, что данный продукт полезен и вы были бы рады, если он съел одну ложку. Иногда это срабатывает, иногда малыш непреклонен. В любом случае насилия не должно быть.
Семимесячный ребенок может недолго сидеть без посторонней помощи, некоторые детки даже начинают пробовать стоять, но, если этого не произошло – не торопите кроху! Значит, еще – не время, его организм не готов к таким нагрузкам. В положении сидя малыш вертит головой по сторонам, издает отрывистые звуки при виде знакомых ему вещей.
Некоторые детки могут четко произносить слоги («ба», «ма»). Чтобы помочь ребенку развивать фонематический слух, нужно с ним постоянно разговаривать во время купания, кормления, одевания, прогулки...
Малыши пугаются резких звуков (сигнализация, лай собаки, звук пылесоса, кухонного комбайна и т.д.), ищут защиты у мамы. Зато «мягкие» звуки вызывают у них восторг: папины шаги, звук воды в кране, шуршание бумаги, звук отодвигающейся занавески...
В этом возрасте можно начинать разучивать различные игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Мишка косолапый по лесу идет» и др.
В 8 месяцев дети, которые уже пытались произнести слоги раньше, начинают их «распевать» – протяжно повторяют несколько раз подряд один и тот же слог. Когда ребенок остается довольным одним слогом, он переключается на другой.
В 8 месяцев ребенок может сидеть сам. Многие пробуют ползать, у некоторых это получается вокруг своей оси или сначала назад, потом вперед. Если мама собирается выйти из комнаты кроха выражает свой протест, и, если он в это время ползал по полу – делает попытки доползти к маме, чтобы удержать ее. Нельзя пугать ребенка тем, что уйдете из комнаты, оставите его одного, нельзя заставлять кроху следовать за вами – он еще мал и ему не по силам большие нагрузки.
Дети 8-ми месяцев уже пытаются познать законы физики: они бросают игрушки на пол, наблюдают, как те падают и какие звуки издают, снова их бросают. Если упавшую игрушку не возвращают ребенку, он начинает протестовать. Это происходит не потому, что он капризный, а потому, что он занят делом и ему нельзя мешать.
Малыши с удовольствием и любопытством наблюдают за родителями, пытаются им подражать. Крохи любят кушать вместе со взрослыми.
К 9-ти месяцам ребенок может хорошо ползать (у некоторых это начинает получаться позже), сидеть и стоять. При поддержке ходит, некоторые уже начинают ходить сами.
Малыш может говорить несложные слова, однако их он знает всего 3–4, зато пассивный запас слов заставит вас удивиться – кроха понимает (если его, конечно, этому учили раньше), что делает мама и папа, как называются предметы, которые его окружают (пока он не может их принести по вашей просьбе, но различает между собой).
Следует помнить: если вы больше внимания уделяете говорению, то малыш позже начнет ползать и ходить – он ведь еще маленький и не может сосредоточиться на нескольких видах деятельности.
Ребенок любит бросать на пол игрушки, смотреть, как они падают и смеяться при этом. Он может удерживать в руке две игрушки, с одной игрушкой в руке тянуться за другой, не роняя при этом первую. Может брать маленькие предметы двумя пальцами, стучать одной игрушкой о другую. Хорошо в это время предложить ребенку маленький барабанчик — малышок с удовольствием будет по нему барабанить всеми игрушками по очереди.
Если малыша учили, он может прощаться и вертеть головой в знак протеста. Поскольку сверху обзор лучше, он часто просится на руки, вытягивая при этом ручки и издавая понятные пока только ему звуки.
Как правило, дети 9 месяцев жизни уже знают, что сейчас мама будет делать, если она постоянно произносила названия действий вслух раньше.
Больше всего крохе нравится купаться. Он уже может не согласиться сидеть в ванночке, а только стоять, делая при этом большие брызги ногами. Заинтересуйте кроху игрушками для ванны, покажите, что с ними тоже можно увлекательно играть!
Продолжение следует...
Елена Бажанова
Также по теме |
03.02.2011
Воспитание детей от 6 месяцев до года. Часть первая
К концу пятого месяца у детей появляется необыкновенно сильный интерес ко всему окружающему: к людям знакомым (особенно к родителям) и незнакомым (особенно к детям), к животным и птицам, к предметам быта, одежде, игрушкам.
Так малыши познают мир. |
25.01.2011
Игрушки из подручных материалов
Зачастую случается так, что погремушки, которые старательно выбирали в магазине родители, не вызывают у малышей интереса или же мгновенно надоедают им. Наблюдения за детьми до года показывают, что карапузам куда интереснее играть с бытовыми предметами, чем с игрушками, созданными специально для их возраста.
О том, почему это происходит и как найти альтернативу расскажет наша новая статья. |
24.01.2011
Воспитание младенца в 4–6 месяцев жизни. Часть вторая
В пять месяцев многие дети, играя, любят подолгу лежать на животе (разумеется, если он делал это раньше). Изучая окружающий мир, ребенок из положения лежа на животе с упором на ладони выпрямленных рук начинает поднимать голову и верх туловища. Он рассматривает все, что может рассмотреть, старается повертеть головой. |