Само понятие «кризис» в отношении людей и ставшее таким популярным в последние годы, имеет довольно долгую историю и первоначально относилось только к детям.
Это теперь у нас и тридцати лет кризис, и сорока и 50 и пенсионный кризис. Но тогда, когда описали в первый раз гипотезу о кризисах, речь шла исключительно о детях.
Отцом теории о детских кризисах принято считать Эльконина, хотя он развил и углубил учение своего учителя – Выготского и, опираясь на его работы, предложил считать кризисы разных возрастов нормой развития, которая является закономерным следствием приобретения новых навыков ребенком (в том числе и психических). Однако родители не всегда готовы за ночь пересмотреть свое отношение к навыкам ребенка и ведут себя по старой, показавшей себя эффективной, схеме. Ребенок против этого протестует. Примерно так выглядит кризис первого года жизни. Вкратце.
Если рассмотреть его более подробно, то, как и все последующие кризисы, кризис первого года связан со всплеском самостоятельности у ребенка и появлением аффективных (то есть крайне эмоциональных) реакций ребенка на его возросшие способности к коммуникации с этим миром. Вторая составляющая кризиса первого года жизни исходит от родителей, которые, как правило, не понимают желаний ребенка, его жестов и мимики. Винить в этом родителей нелепо, поскольку ребенок имеет «привычку» развиваться скачками и вполне может быть, что он заснул одним человеком, а проснулся совершенно новым. И маме, а также остальным взрослым, естественно, требуется время для того, что бы осознать это. Не помешает и готовность меняться и видеть изменения в своем ребенке. Ведь если мама понимает, что хочет ребенок, но считает его слишком маленьким для его же желаний, это также вызывает в ребенке закономерное негодование.
К году ребенок резко увеличивает, благодаря развившейся способности передвигаться, сферу своих интересов: теперь сюда попадают все предметы до которых он может дотянуться, пользуясь своей практически безупречной для его нужд, моторикой. Однако родители ведут себя зачастую так, будто нарочно дразнят подросшее чадо: убирают вещи, к которым ребенок только начинает тянуться, при этом сами ими пользуются и ставят ребенка в «униженное» положение. И если раньше, в докризисный период, ребенок спокойно относился к запрещающим словам «нельзя», «опасно» и так далее, то в кризис эти слова для него как нож. При это аффективные реакции ребенка при очередном «нельзя», которое родители используют механически, механически же не доверяя ребенку учиться брать ответственность за свою жизнь, могут достигать значительной силы. Еще бы: ребенок еще готов биться за свое право самому решать, что ему можно, а что нельзя и за право познавать окружающий мир. Дети могут пронзительно кричать, падать на пол, бить родителей и совершать прочие, не понятные с точки зрения родителя, вещи. При этом уровень аффекта напрямую связан со стилем воспитания, принятым в семье. Закономерность тут проста: чем больше давление, не допускающее самостоятельности, тем больше аффект в кризисе первого года (да и в последующих тоже). Одновременно раздражает ребенка и вводит в состояние аффекта непоследовательность: сегодня можно, завтра нельзя, с бабушкой можно, с папой нельзя, а мама вообще запрещает все. В дальнейшем дети приноровятся следовать правилам, которые каждый взрослый устанавливает свои, но в год это еще очень непросто сделать – не хватает аппарата анализа, а на одних условных рефлексах не выедешь из такой ситуации.
Для того, что бы кризис первого года прошел с наименьшими потерями, необходимо предоставить ребенку свободу, в тех пределах, которые вы считаете допустимыми. И если вы не доверяете ему какие-то предметы, то убрать их следует заранее, а не тогда, когда ребенок к ним тянется. Важно помнить, что младенцы, которым не доверяют родители (не доверяют их новым способностям) сами потеряют чувство доверяя ко взрослым и будут иметь повышенную раздражительность и высокую тревожность. После выхода из кризиса первого года жизни малыши характеризуются недоверием не только к окружающим, но и к себе самому, своим возможностям.
15.10.2013Старший ребенок и малыш в семье
По мнению многих родителей, появление братика или сестрички в семье, должно обрадовать старшенького. А как же иначе?
01.09.2013Старший ребенок и малыш: как не посеять вражду из-за дефицита внимания?
Современные мама и дети очень разбалованы жизненными возможностями: мама может позволить себе декретный отпуск, может вообще не работать (что, например, было недопустимо в традиционных семьях), может даже не заниматься ребенком.
15.08.2013Подросток и новорожденный малыш: мамины трудности
Не секрет, что мамы подростков обременены теми «проблемами», которые и не снились мамам младенцев. С другой стороны – мамы младенцев знают все о том, что такое не спать три ночи и заснуть стоя.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Лето - пора для прикорма
Лето - прекрасное и удобное время для введения прикорма. Особенно если есть дача. Вы тогда точно будете знать, как выращены первые овощи, фрукты и ягоды, которые предлагаете малышу.
12.01.2015
Мамины помощники – новинки, облегчающие уход за малышом
Как правило, после рождения ребенка многие женщины поглощены заботами о своем младенце. Бессонные ночи и бесконечный плач забирают массу физических и эмоциональных сил.
05.01.2015
Советы по уходу за первенцем
Медленно и в то же время быстро проходит время. Кажется, что крошка только что родился, совсем недавно...ну, максимум, на прошлой неделе, а на самом деле прошел уже целый месяц!
29.12.2014
Спать ли с грудничком?
Промучившись какое – то время мы все же берем младенца к себе в кровать. Малышу спокойнее, да и нам не нужно по нескольку раз за ночь вставать к кроватке. Но… терзают муки совести. Не опасно ли это? Не можем ли мы во сне «приспать малыша», задавить его?
Широкое пеленание
Широкое пеленание – особый метод пеленания, способствующий правильному формированию тазобедренного сустава и предупреждающий развитие подвывиха или вывиха бедра.