13.11.2010
К концу двенадцатого месяца родители малыша с сожалением могут заметить, что словарный запас крохи за последнее время расширился несильно или вовсе остался прежним. Не стоит расстраиваться, ведь это закономерный процесс, обусловленный интенсивным развитием двигательных навыков.
К году кроха уже знает названия некоторых предметов, собственное имя и имена родных. Пассивный словарный запас ребенка постоянно расширяется.
Малыш проявляет все больше самостоятельности: стремится самостоятельно орудовать ложкой, пить из кружки, пытается одеваться и раздеваться.
В этом возрасте ребенок познает мир посредством игры. В результате, к концу двенадцатого месяца малыш самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает машинку, водит за руку плюшевого мишку, кормит куклу). Играя с куклой, тянет ложку к ее лицу, однако может поднести воображаемую «еду» и к щеке, и к глазу своей подопечной; в процессе этой игры кроха может «кормить» и себя, поскольку в этом возрасте карапуз способен переносить действия, разученные с одним объектом, на другой.
Под влиянием обучения ребенок совершает действия с использованием предметов (орудий): малыш приближает к себе игрушку с помощью палки или веревочки, он также способен откатывать палкой мяч от себя. Действия, при которых один предмет употребляется для воздействия на другой, называются орудийными.
Кроме того, ребенок уже способен повторять и действия родителей; подражать поведению и звукам животных.
Кроха становится более любознательным и контактным – он уже способен находить общий язык со сверстниками. Ребенок становится все общительнее и с удовольствием приветствует уже знакомых ему детей и взрослых, он радуется встрече с ними и стремится быть в центре внимания. Карапуз все больше и больше нуждается в разнообразии и общении.
Память события сохраняется у годовалого крохи на длительное время.
Двенадцатимесячный малыш может проявлять свое отношение к людям, предметам, еде, игрушкам, действиям, испытывая восторг, безразличие или неприятие.
Ребенок любит играть вместе с родителями: собирать с ними пирамидку, кидать мяч, рассматривать картинки в книжке и т.д. Он уже достаточно хорошо понимает, что ему говорят и о чем просят взрослые. Может сочетать простые слова в короткие предложения, типа: «Баба, дай!».
Требуя все большего внимания со стороны взрослых, малыш ищет доступные ему средства коммуникации и вырабатывает понятную родителям систему звукового сопровождения своих просьб (звуками и жестами нетерпения выражает желание пить или есть; указательным жестом выражает желание получить понравившуюся игрушку). Малыш способен играть в сюжетные игры. У него появляется чувство юмора.
Кроме того, маленький человек уже понимает, какое действие он может совершить при помощи знакомого предмета: молотком стучит, утюгом гладит, ложкой ест и т.д.
На двенадцатом месяце жизни ребенок продолжает учиться произносить и повторять новые звуки. Он уже способен издавать отдельные звуки, произносить звукосочетания, повторяющиеся слоги («ма-ма», «па-па», «ба-ба»), которые у некоторых детей становятся первыми словами. В этом возрасте малыш может произнести свое первое осмысленное слово, которое будет соотносится в его сознании с определенным человеком, предметом или действием.
Кроха уже понимает не только отдельные слова, но и короткие фразы. По просьбе мамы или папы малыш машет ручкой, хлопает в ладошки, перестает совершать какие-то действия, реагируя на запрет родителей. Количество слов, которые ребенок понимает, значительно превосходит набор слов, которые он может произнести.
Малыш понимает и выполняет простые просьбы: «дай мне», «покажи мне», «достань мячик». Кроха показывает на себя, когда его называют по имени, смотрит в сторону родителей, если о них говорят. Он начинает понимать слово «нет», но не всегда реагирует на запрет, например, на какое-то время перестает делать то, что не нравится родителям, чтобы потом продолжить снова.
К первому году жизни у ребенка появляется способность создавать схему свойств, общих для сходных предметов, то есть кроха уже может выделять категории. Многие годовалые дети различают категории предметов: мебель, животные, еда. Если младенцу показать изображения различных людей, а потом изображение собаки, ребенок станет разглядывать последнее гораздо внимательнее, и лицо его оживится. Перемена в поведении малыша говорит о том, что собак он относит к иной категории, чем людей.
Также по теме |
10.11.2010
Двенадцатый месяц жизни ребенка
К концу двенадцатого месяца жизни кроха вырастает примерно на 25 см и набирает в весе приблизительно 7 кг от момента рождения. Таким образом, к концу первого года жизни вес ребенка составляет около 10–11 кг, а рост может колебаться от 75 до 80 см.
Совсем скоро малыш отметит первый День рождения! Эта дата официально обозначит окончание периода младенчества и переход в детский возраст. |
19.11.2010
Возможные проблемы у детей двенадцатого месяца жизни
Актуальной для многих мам проблемой на двенадцатом месяце жизни малыша становится естественное отлучение ребенка от груди. Делать это следует аккуратно, и только тогда, когда кроха действительно психологически готов к «самостоятельной жизни». |
19.11.2010
Рекомендации маме ребенка двенадцатого месяца жизни
На двенадцатом месяце жизни малыши особенно восприимчивы к инфекциям. Это обусловлено тем, что врожденный иммунитет временно истощается, а грудное молоко уже не обладает иммуномодулирующими свойствами.
В возрасте двенадцати месяцев дети продолжают изучать все непознанное. При этом способы исследовать новые предметы остаются старыми: ребенок трясет, стучит и берет в рот как съедобные, так и несъедобные предметы. |