13.11.2010
На десятом месяце жизни общение и игры со взрослыми доставляет малышу наибольшее удовольствие. Он подражает звукам и действиям родителей.
Играя в прятки, десятимесячный кроха уже способен прикрыть личико рубашкой или же притаиться за крупным предметом, копируя поведение мамы в процессе игры.
Десятимесячный малыш боится и опасается незнакомых людей, кроме того, он начинает испытывать чувство стеснения. Чтобы ребенок не боялся незнакомых людей и помещений, чаще посещайте вместе с ним новые места, знакомьте со своими друзьями, которых он не знает, обеспечьте общение с другими детьми.
Отметим, также, что в этот период у малыша формируется чувство привязанности к особенно значимым для него людям (тем, кто находится с ним ежедневно), карапуз устанавливает с ними доверительные отношения.
На десятом месяце жизни у ребенка начинает формироваться ассоциативное мышление: кроха выявляет и запоминает связь между действиями. К примеру, видя закрытую коробку с игрушками, он уже может догадываться, что внутри нее много интересных предметов и, скорее всего, попытается открыть или перевернуть ее, чтобы убедиться в этом.
Малыш имитирует действия взрослых: он может подносить ко рту кружку или ложку, видя, как это делают родители.
Десятимесячный кроха уже способен выполнять простые просьбы: сложить пирамидку, поставить друг на друга кубики и т.п. По просьбе: «Дай!» малыш находит знакомые предметы среди многих других и дает их родителям (взрослый при этом не указывает на предмет рукой, а лишь называет его). Ребёнок находит, берет и подает две из три названных игрушки.
Кроме того, он начинает реагировать на вопрос: «Где?», пытаясь указать на местоположение предмета, о котором идет речь.
Кроха начинает называть действия и предметы. После какого-либо определенного действия ребенок произносит определенное «слово», выражающее его эмоцию или реакцию. Это еще непонятные взрослым «детские», короткие слова.
Малыш также активно повторяет за взрослыми новые слоги, которых ранее еще не было в его лепете. Так называемая, автономная речь, понятная только близким, однако с каждым днем она становится все более разнообразной и развитой.
Отметим, что развитие речи у детей в этом возрасте сугубо индивидуально: в то время как одни малыши уже активно пытаются произносить четкие слоги и сочетании слогов, другие лишь издают отдельные звуки.
Постепенно улучшается и понимание ребенком речи взрослых. В этот период родителям следует постоянно разговаривать с крохой, не искажая слова, читать ему стихи, рассказывать сказки, пояснять каждое действие.
На десятом месяце жизни малыш начинает ориентироваться в бытовых ситуациях, узнает некоторые звуки и соотносит их с источником звучания (поворачивает голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищет глазами знакомые предметы и людей, если о них говорит взрослый).
К этому возрасту у детей уже достаточно развито чувство ритма. Кроха способен усваивать не только простые четверостишия, но и более сложные стихи. В процессе чтения стихотворных произведений многие возбудимые дети успокаиваются и учатся концентрировать внимание.
Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков и ящиков (особенно кухонных). Малыш с удовольствием достает оттуда кастрюли, сковородки, миски, прихватки и разбрасывает их по полу. Подобные развлечения с домашней утварью будут продолжаться длительное время, иногда до двухлетнего возраста.
В целом, игры становятся продолжительнее и разнообразнее. В этом возрасте детям нравятся забавы с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.
У карапуза появляются «любимые» игрушки, он злится и показывает свое недовольство, если взрослый забирает у него заинтересовавший предмет. По просьбе родителей десятимесячный малыш может отдать игрушку или показать им ее детали. Уверенно манипулируя предметами, ребенок не только познает их свойства и связи, но и, как бы, предвидит определенный будущий результат вследствие какого-либо действия (к примеру, карапуз отлично понимает, что, если он бросит предмет с высоты – тот ударится об пол).
Его поведение начинает приобретать характер целенаправленности и произвольности. Если раньше ребенок, подражая взрослому, выполнял действия одним указанным ему способом и на одних предметах, то теперь он пытается воспроизвести усвоенные действия на всех возможных объектах. Часто в возрасте десяти месяцев у малышей развивается страх высоты: стоя на краю дивана, они начинают осознавать возможность падения. Однако у импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и, находясь в описанной выше ситуации, они вполне могут шагнуть«в пропасть».
В этом возрасте мать является для ребенка, так называемым, эмоциональным регулятором: именно от нее малыш получает информацию о том, как вести себя в той или иной ситуации, «считывая» состояние с ее лица или чувствуя мамино отношение к своим сигналам.
Следует помнить, что дети читают по лицам взрослых абсолютно все. Если родители постоянно пребывают в подавленном или раздраженном состоянии и выражают негативные эмоции на своих лицах, малыш, вероятнее всего, перенесет усвоенные стереотипы поведения в последующую жизнь. И наоборот, мамино лицо, озаренное улыбкой, станет для ребенка символом благополучия и подарит ему чувство уверенности в себе и защищенности.
Также по теме |
10.11.2010
Десятый месяц жизни ребенка
За десятый месяц жизни малыш прибавляет в весе около 400 г и вырастает на 1,5 – 2 см. Таким образом, вес мальчика может составить 9200 – 9900 г, а рост – приблизиться к 72 – 74 см. Вес девочки может достигнуть 8600 – 9500 г, а рост – 71 – 72 см. Однако в наше время в этом возрасте нередко встречаются и великаны, чей вес составляет около 11кг, а рост – 78 см.
|
19.11.2010
Рекомендации маме ребенка десятого месяца жизни
Десятый месяц жизни малыша – подходящее время, чтобы серьезно позаботиться о первой обуви крохи.
Этот возраст как нельзя лучше подходит для того, чтобы заняться воспитанием в ребенке положительных личностных качеств, ведь дети мгновенно перенимают модели поведения родителей.
Наибольший интерес для десятимесячного малыша представляют соотношения предметов друг с другом. Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для малыша практически бесконечные игровые возможности. |
19.11.2010
Возможные проблемы у детей десятого месяца жизни
Головная боль у детей до года – довольно частый, но трудный для выявления симптом. Десятимесячный кроха, чувствуя головную боль, может протягивать ручки к голове, мотать ей, дергать себя за волосы, царапать или интенсивно тереть лицо. Подобные реакции возможны и при других сильных болях, а также при тяжелом общем состоянии ребенка во время болезни. |