10.02.2011
К сожалению, современная экологическая обстановка нашей стране, да и во всем в мире оставляет желать лучшего. Мы дышим загазованным воздухом, пьем воду с вредными примесями, неправильно питаемся, большую часть времени проводим в душных офисах, заполненных техникой, подвергаемся стрессовым воздействиям. Все это не может не отразиться на здоровье детей.
Вот почему неврологические проблемы у новорожденных получили сегодня столь широкое распространение.
Помимо плохой экологии причинами наиболее распространенных неврологических нарушений у младенцев являются родовые травмы и нехватка кислорода на разных этапах внутриутробного развития плода. В более редких случаях к отклонениям могут привести внутриутробные инфекции или плохая наследственность, также, на состоянии новорожденного могут сказаться тяжелый токсикоз мамы во время беременности и патология плаценты.
К наиболее распространенным неврологическим проблемам можно отнести:
▪ плохой сон;
▪ неусидчивость;
▪ гиперактивность (СДВГ);
▪ дефицит внимания (СДВ);
▪ быстрая утомляемость;
▪ отставание в речевом или моторном развитии;
▪отсутствие аппетита у физически здорового ребенка;
▪ детские неврозы.
Если родители замечают, что кроха часто и подолгу плачет, плохо сосет грудь, поздно начинает держать голову и садиться, долго не говорит, вовремя не начинает ходить, быстро возбуждается и, в то же время, быстро устает – есть смысл обратиться к врачу–неврологу для предупреждения серьезных неврологических заболеваний в будущем.
Неврологические проблемы у ребенка раннего возраста нельзя расценивать как неврологическое заболевание и лечить сугубо медицинскими методами. Однако их наличие свидетельствует о том, что в перспективе у малыша могут развиться более серьезные симптомы, требующие комплексного лечения.
Обычно медики диагностируют отклонения развития, наблюдая искаженные формы активности ребенка (поведения, познания и т.п.). Сегодня уже найдены способы, позволяющие выделить тот уровень психического процесса, на котором произошел «сбой», и то элементарное звено, воздействуя на которое, можно стабилизировать состояние крохи. Степень нормализации будет зависеть от глубины и характера отклонений развития конкретного ребенка.
Существует немалое количество психолого–педагогических способов стимуляции развития психических процессов (движение, танец, музыка, ритм, запахи и др.), и степень воздействия таких стимуляторов очень значительна. Большие терапевтические возможности дает использование ритмов. Так, ритмически организованная ситуация помогает ребенку адаптироваться в трудных для него условиях.
Заметных результатов позволяет достичь специальная терапевтическая среда: ритмическая организация времени и пространства; повторяемость событий – регулярное посещение занятий в определенные дни; определенная последовательность занятий, которая повторяется из раза в раз; четкая, повторяющаяся каждый раз структура каждого занятия и всего дня.
Эффективным методом является и сенсорная стимуляция малыша. Данная методика сводится к стимуляции кожной чувствительности, которая, в свою очередь, пробуждает в ребенке ощущение собственного тела. Это становится основой для формирования схемы тела, целевой координации движений, установления контакта с окружающей действительности при помощи движений.
В целях стимуляции физического и психического развития ребенка родители могут регулярно проделывать в домашних условиях следующие простые упражнения:
1. Насыпьте в пластиковый таз гречневую крупу и вместе с малышом, запустив в тазик руки, перебирайте ее, пересыпайте из руки в руку, прячьте в ней мелкие предметы (ракушки, мелкие игрушки и т.д.) и пытайтесь найти их.
2. Налейте в тазик теплой воды, дайте малышу стаканчик и ведерко: пусть карапуз переливает воду из одной емкости в другую.
3. Если ваш малыш делает первые шаги, постарайтесь обогатить его палитру ощущений. Для этого почаще разувайте его: пусть кроха бегает босиком. Во время игры на пути ребенка должны попадаться разные по фактуре поверхности: ковер, голый пол, резиновый массажный коврик, полиэтиленовая пленка, ткань и т.п.
4. Также полезно лепить из пластилина, глины, теста и рисовать пальчиковыми красками с самого раннего возраста.
В заключение отметим, что при правильной и своевременной диагностике, а также при условии адекватного лечения у 80% новорожденных детей неврологические проблемы к году нивелируются.
по данным НИИ педиатрии РАМН
Также по теме |
12.01.2011
Малыш во время родов
Любая женщина, которая родила ребенка естественным путем, готова рассказывать об этом событии все самые мельчайшие подробности, пытаясь ничего не упустить, и вспоминая, как же это было… Когда становишься слушателем таких рассказов, возникает впечатление, что роды – это 8–12 часов тяжкого труда. Но является ли этот труд только маминым? Почему обычно переживаниями малыша никто не интересуется? |
11.01.2011
Мир глазами ребенка
Ваш годовалый малыш уже начинает ходить и в стенах родного дома ему становится тесно? Самое время расширять кругозор крохи, а делать это лучше всего...на улице. Да-да, именно внешнее пространство становится неисчерпаемым источником новых знаний и ощущений для ребенка.
Теперь прогулка перестает быть просто ежедневным оздоровительным ритуалом, а становится основным принципом познания окружающего мира. |
29.12.2010
Кризис первого года малыша. Как преодолеть?
Совсем недавно ваш карапуз был милым и улыбчивым, а теперь постоянно стремится проявить свой характер. Кроха капризничает и выражает недовольство по любому поводу, сопротивляется и кричит, резко отталкивает вашу руку?
Да, это они – явные признаки кризиса первого года жизни. |