24.01.2011
В пять месяцев многие дети, играя, любят подолгу лежать на животе (разумеется, если он делал это раньше). Изучая окружающий мир, ребенок из положения лежа на животе с упором на ладони выпрямленных рук начинает поднимать голову и верх туловища. Он рассматривает все, что может рассмотреть, старается повертеть головой.
Если к концу шестого месяца малыш не умеет приподнимать свое тельце – его следует научить этому (конечно, торопиться не стоит, делать это нужно в игре – аккуратно и ненавязчиво, безусловно, недопустимо заставлять кроху так выгибаться!).
Как только маленький человечек почувствует силу в ладонях и поймет, что может достаточно хорошо на них опираться, он будет пытаться встать на колени. Первый упор на колени – это попытка малыша встать на четвереньки. Как правило, дети встают на четвереньки в шесть месяцев, но возможны варианты. Однако если этого долго не происходит – сообщите об этом наблюдающему ребенка педиатру.
Овладев умением удерживать равновесие на четвереньках, малыш будет пробовать ползти. Можно простимулировать такое стремление: положите любимую игрушку ребенка на расстоянии чуть-чуть превышающем его вытянутую руку. Кроха будет упираться стопами ног и подтягиваться руками, чтобы добраться к игрушке.
Начиная с трех месяцев нельзя оставлять детей в кроватке и тем более нельзя их туго пеленать – малыши должны правильно развиваться соответственно своему возрасту! Развитие не происходит вдруг, чтобы оно происходило, нужно систематически заниматься с малышом, говорить с ним, читать ему сказки, напевать песенки, ласкать и, конечно, играть. Именно в игре малыш познает мир. Если же он будет лежать постоянно в кроватке, которая ему уже успела порядком надоесть, то это не только не будет развивать ребенка, а, наоборот, будет вызывать у него чувство недовольства (что приведет к постоянным и «беспричинным» плачам) и даже депрессивные состояния. Не стоит и говорить, насколько это вредно для человека вообще, а для крошечного человечка в особенности.
Иногда бывает, что ребенок пытается ползти вперед, а получается – назад. Это нормально. Малышу не так просто освоить новые движения, правильно чувствовать и удерживать вес своего тела. Если же кроха долго не может научиться ползти вперед, вы можете ему помочь, подставив под его стопы свою ладонь для опоры. Можно положить впереди его интересную новую игрушку (не очень яркую, небольшую, чтобы малыш ее не испугался; потрогайте игрушку, потрясите ею, скажите ребенку, как она называется и что умеет делать – заинтересуйте его). Говорите с ребенком, расскажите, что ожидаете от него, объясните, что ему нужно сделать. Неправы те родители, которые считают, что говорить что-либо малышу в таком возрасте бесполезно – ребенок понимает очень много, намного больше, чем мы можем себе представить.
В пять–шесть месяцев можно научить маленького человечка «танцевать». Под танцевальную музыку мама делает несложные танцевальные движения (двигает руками, плечами, качает головой, качает туловищем из стороны в сторону...). Ребенок следит за мамой, наблюдает. Через некоторое время мама опять «танцует», на следующий день опять повторяет свой танец. Через несколько дней малыш под звуки музыки будет оживляться и даже сможет повторять мамины движения, подражать им.
Не стоит слишком рано начинать учить детей сидеть, особенно девочек! Пусть малыш окрепнет и сядет сам, это будет своевременно и естественно. Нельзя обкладывать малыша подушками в надежде на то, что, если устанет – откинется назад и отдохнет! Ребенок еще не умеет этого делать, в таком случае он не имеет возможности сменить положение, если устал! Это насилие! Таким образом сказывается огромная нагрузка на неокрепший позвоночник и не развитые спинные мышцы, что может привести в лучшем случае к искривлению позвоночника.
В пять-шесть месяцев ребенок будет пробовать стоять, опираясь на твердую поверхность. Родителям было бы нелишним позаботиться о том, чем обмотать бортики кроватки, чтобы кроха не бился о них, если упадет, ведь теперь он будет пытаться стоять дольше.
Тон голоса ребенок умеет отличать еще с рождения. Он знает, когда мама довольна, когда расстроена. Пусть он еще не знает значения слов, но он понимает и проникается настроением взрослых. Вот почему новорожденные малыши плохо спят и едят, когда в семье напряженная атмосфера, когда родители ссорятся и кричат. Следует знать, что к концу шестого месяца ребенок начнет понимать речь взрослых.
Чтобы поспособствовать развитию речи малыша, родителям нужно всегда разговаривать четко и эмоционально в его присутствии. Фразы должны быть короткими, важные в данный момент слова нужно выделять интонацией. Если ребенку показывать предметы и называть их еще в пятимесячном возрасте, то он сможет раньше произносить слова, которые их обозначают.
Малыш уже понимает, когда его хвалят и за что, понимает, когда говорят строгим тоном, некоторые ребята понимают запретное слово «нет». Если в три месяца ребенок издавал только гортанные звуки, то в 4-5 месяцев он «тянет» звуки (а-а-а-а), часто их повторяя (малышу легче произносить звуки, когда он их ритмизирует, что иногда становится похожим на песенку). Помогите малышу освоить речь: сделайте так, чтобы он мог видеть ваши губы в процессе говорения, как вы ими двигаете, когда медленно произносите слова; ваша мимика также немаловажна – ребенок учится понимать значение слова и отношение к нему, выраженное через лицевую мимику.
Помните, что нет особого и наиболее важного возраста ребенка, когда нужно уделять ему больше всего внимания – малыш ВСЕГДА в нем нуждается! Только нужно знать, как растут и развиваются дети, чтобы своевременно помогать своему ребенку правильно взрослеть.
Елена Бажанова
Также по теме |
22.01.2011
Воспитание младенца в 4–6 месяцев жизни. Часть первая
В конце третьего месяца жизни ребенок умеет внимательно следить за интересующим его предметом, время от времени малыш озирается и смотрит по сторонам.
Задача родителей карапуза – развивать эти способности, а также обучать крошку узнавать и различать уже знакомые ему предметы и проявлять интерес к новым.
|
20.01.2011
Воспитание ребенка в первые 3 месяца жизни
Молодым родителям следует знать, что ребенка нужно воспитывать с первых дней жизни. Это вовсе не преувеличение, ведь новорожденный малыш слышит, видит, различает вкус и запахи, чувствует боль, прикосновение.
С самого рождения кроха впитывает всю информацию, которой он окутан, а его только начавшие развиваться условные рефлексы могут отражать эту информацию, что проявляется в различных привычках и в поведении в целом. |
03.05.2011
Иностранный с пеленок
Многие родители еще до рождения малыша начинают планировать развивающую и образовательную программу для крохи. Основной темой для размышлений становится обучение иностранному, ведь так хочется, чтобы кроха с пеленок уверенно изъяснялся на нескольких языках.
Когда же начинать изучение чужого языка, чтобы оно стало максимально эффективным? |