Психологическое развитие ребенка в младенческом возрасте
03.02.2014
Прежде всего, давайте определимся с понятием «младенчество». Словарь Ожегова дает краткое определение « ранний детский возраст». Однако это не тот случай, когда краткость сестра таланта. Ведь как понять, когда это ранний возраст - младенческий, а когда еще ранний возраст, но уже не младенческий?
Современные психологи понимают под младенчеством возраст от месяца (или двух) до одного года. До того, как ребенок «считается» младенцем он проходит фазу новорожденности. И уже тогда, с самого рождения у ребенка возникает ситуация объективно необходимых ребенку отношений между ним самим и взрослым. Сразу же после рождения все условия жизни ребенка зависят от его окружения. В том числе социального. В таком случае говорят, что условия жизни ребенка социально опосредованы. Хорошо, если младенцы доставляют взрослым неподдельное удовольствие: ряд исследователей говорит в своих работах о том, что весь вид ребенка вызывает у взрослых умиление. И большие глаза и толстые щеки и несоразмерность головы-туловища по нашим, взрослым, критериям сообразности человеческого тела. Как бы там ни было – факт остается фактом – младенцы вызывают у здоровых взрослых самые приятные чувства. Тем более, у родителей. Первые звуки ребенка запускают у родителей определенные реакции. Так, плач может вызвать прилив молока у мамы и повышенную неврозность у папы, а улыбка и смех, гуление и другая вокализация вызывают у родителей, как правило, восторг, радость и прочие приятные чувства.
Первый опыт взаимодействия младенец получает еще из системы плач - прекращение плача. Плач младенца – рефлекторный, не связанный с осознанностью. Однако когда родители решают проблему ребенка и плач прекращается это служит своеобразным положительным подкреплением для младенца и он таким образом получает возможность управлять поведением родителей. Это не говорит о том, что младенец начинает осознанно манипулировать родителями, но он действительно довольно быстро понимает связь между плачем и тем, что он оказался в очень приятном месте – на руках у мамы. Кроме этого таким примером может служить типичное сюсюканье мам или бабушек, повяление детских гримасок у отцов при общении с ребенком. Взрослые демонстрируют свою готовность общаться на уроне ребенка, приятным ему способом, что также помогает малышу управлять действиями взрослых.
Самое главное, чем занят ребенок в младенческом возрасте – это непосредственно эмоциональное общение, или, как его еще называют, ситуативно-личностное общение. В результате этого периода младенец приобретает важные навыки (психические новообразования) – потребность в отношениях и сами эмоциональные отношения. В дальнейшем практически вся жизнь ребенка будет строится на опыте младенческого возраста – именно тогда формируется так называемое «базовое доверие к миру», именно тогда ребенок учится не только взаимодействовать, но и воздействовать на мир с тем, что бы получить желаемое. Кроме этого для наработки стандартных реакций общения с миром младенцу необходимы доброжелательные реакции родителей, улыбки, смех и обращенная к нему речь.
Для того, что бы реализовать общение младенцу необходимо развивать слух, зрение и прочие анализаторы человеческого тела. Их невозможно развить иначе, только общением со взрослыми. Ведь это единственное, что интересует младенца. После того, как младенец удовлетворит свои нужды в познании отношений, он будет использовать эти качества анализаторов для познания предметов и получения знаний. Но все начинается именно здесь – в общении со взрослыми. Кроме этого непосредственное общение младенца со взрослыми делает его более радостным и активным, а это уже необходимая основа для движений, восприятия, мышления и речи.
Если же младенец не получает достаточного общения со взрослыми, а особенно с матерью, то он приобретает в дальнейшем существенные нарушения в психическом развитии.
01.06.2013Страх перед незнакомыми людьми
В возрасте шести-семи месяцев малыш начинает не просто распознавать «своих» и «чужих», но и даёт понять, что ему некомфортно и страшно.
24.07.2012Кто такой младенец?
Давайте знакомиться – вот перед вами младенец. Это совсем не маленькая копия ребенка. И совсем не уменьшенный взрослый.
23.05.2012Вопросы психологии: общайтесь с младенцем грамотно
Казалось бы, что наладить процесс общения с младенцем для мамы не должно составить труда – инстинкты и интуиция «просто обязаны» подсказать правильную тактику. Однако, иногда «подобрать ключик» с сердцу собственного крохи оказывается не так уж просто… Что же делать в такой ситуации?
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Лето - пора для прикорма
Лето - прекрасное и удобное время для введения прикорма. Особенно если есть дача. Вы тогда точно будете знать, как выращены первые овощи, фрукты и ягоды, которые предлагаете малышу.
12.01.2015
Мамины помощники – новинки, облегчающие уход за малышом
Как правило, после рождения ребенка многие женщины поглощены заботами о своем младенце. Бессонные ночи и бесконечный плач забирают массу физических и эмоциональных сил.
05.01.2015
Советы по уходу за первенцем
Медленно и в то же время быстро проходит время. Кажется, что крошка только что родился, совсем недавно...ну, максимум, на прошлой неделе, а на самом деле прошел уже целый месяц!
29.12.2014
Спать ли с грудничком?
Промучившись какое – то время мы все же берем младенца к себе в кровать. Малышу спокойнее, да и нам не нужно по нескольку раз за ночь вставать к кроватке. Но… терзают муки совести. Не опасно ли это? Не можем ли мы во сне «приспать малыша», задавить его?
Зрелость шейки матки
Зрелость шейки матки - важнейший критерий готовности организма женщины к родам. Незрелая шейка матки даже при полной готовности ребенка к родам не позволяет родам начаться или провоцирует их патологическое течение.