05.08.2011
Внутренний мир маленького ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин и воспоминаний. Вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма…
Что же делать, и как распознать столь тяжелое состояние крохи?
Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем неприятного события (в том числе, даже обычной бытовой ссоры), а не непосредственным его участником. Более того, кроха может переживать тяжелейшие стрессы, еще только находясь в животе у мамы. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты: у крохи может исчезнуть ощущение защищённости и целостности собственного тела, что в последствии проявится в форме чувства неуверенности в себе и в близких людях.
Восприятие человеком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления драматических ситуаций. К счастью, для большинства из нас,последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. Такие люди затем возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научившись от них отвлекаться. У детей же, даже у грудных, все происходит гораздо сложнее: стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого.
Последствия психологических травм проявляются и также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случая характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией. При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, появляются отчуждённость и стремление к одиночеству.
Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка: у крохи появляется некоторое отставание в развитии; чрезмерная активность чередуется с состояниями апатии; могут наблюдаться состояния паники; проявляется излишняя настороженность и напряжённость.
Физиология психологической травмы
В обычной, не стрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, таким образом, идёт постоянное «отслеживание» ситуации при её полном осознании и контроле. В стрессовой же ситуации, как и перед лицом смертельной опасности, у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга и тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые ниже расположенными подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга).
Болезненное состояние может возникнуть лишь тогда, когда организм как бы «зацикливается» на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую.
Часто взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают и не могут реагировать на происходящие события подобно более старшим детям. Действительно, в силу незрелости интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но, в связи с особой привязанностью к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги.
Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери - стрессом вдвойне. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна.
Поведение родителей
К сожалению, родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы всё ещё не обращаются за помощью к психологу. Отметим однако, что даже совсем маленькие дети (так же, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей крохи).
Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы. Способ психологической работы с крохой должен выбирать только специалист с медицинским образованием!
Что же можно посоветовать родителям? Если в Вашей семье произошло неприятное или даже трагическое событие или вы просто заметили резкое изменение в поведении ребёнка (проявление агрессивности или, наоборот, подавленности, расстройств сна и питания и т. д.), то помимо обычной медицинской помощи (если она нужна) необходимо обратиться к психологу или психиатру для оказания первой психологической помощи.
Юлия Новославская (детский клинический психолог)
Также по теме |
07.07.2011
Задержка психического развития у младенцев
К сожалению, иногда случается, что радость рождения младенца омрачается весьма неприятными медицинскими диагнозами.
Одним из которых является задержка психического развития. Выявить отклонение непросто. Однако, чтобы не упустить драгоценного времени наблюдать за малышом следует с момента его рождения. |
01.05.2011
Правила поведения в песочнице
Вот и свершилось… Ваш годовалый малыш начал овладевать техникой ходьбы, и, выйдя с ним на очередную прогулку, вы обнаружили, что кроха проявляет неподдельный интерес к другим малышам, копошащимся в песочнице.
Как же грамотно ввести карапуза в детское общество? |
15.02.2011
Младенец вернулся из больницы...
Еще несколько лет назад доступ к ребенку, находящемуся в больнице, был закрыт для матери. Разлука с близкими – всегда трагедия для ребенка, особенно для маленького. Ведь он не знает, почему и надолго ли расстался с мамой, а это вселяет в малыша тревогу, усугубляющую и без того тяжелое состояние, вызванное болезнью. |
Гость, 11.01.2012 22:57:25 |
Это случилось два дня назад. Я очень грубо обошлась со своим любимым сыном. Мы шли по улице к машине (ехали к бабушке), Артемошка просился на руки и я очень громко крикнула на него и одернула. Дальше мы шли молча. Вечером я приехала забирать его от бабушки. Он оттолкнул меня и весь вечер не довал даже дотронуться до себя. Когда стали ложиться спать он рычал на меня, мотал головой, дрался. Сегодня лучше, но я чувствую, что отношение ко мне изменилась. Возможно ли вернуть все назад?
|
Гость, 28.10.2013 20:35:08 |
Конечно, ведь это Ваш маленький малыш. Напомните ему об этом, будьте ласковы
|