20.01.2011
Молодым родителям следует знать, что ребенка нужно воспитывать с первых дней жизни. Это вовсе не преувеличение, ведь новорожденный малыш слышит, видит, различает вкус и запахи, чувствует боль, прикосновение.
С самого рождения кроха впитывает всю информацию, которой он окутан, а его только начавшие развиваться условные рефлексы могут отражать эту информацию, что проявляется в различных привычках и в поведении в целом.
Конечно, первым ритмом, согласно которому будет жить малыш, является режим дня. Суточные нормы сна и бодрствования устанавливаются не сразу, на это нужно время. Правильно составленный распорядок (с учетом кормления по требованию), благоприятная атмосфера в доме, хорошие эмоциональные условия создадут наилучшие условия для роста и развития вашего малыша.
Одним из наиболее часто задаваемых мамами вопросов является: брать ли кроху на руки, когда он капризничает, плачет. Кто-то говорит, что нельзя приучать младенца к рукам, кто–то, напротив, стремглав бросается к ребенку по первому его призыву. Как же правильно поступить в подобной ситуации, чтобы не воспитывать в малыше неуверенность, чувство одиночества и незащищенности, беспричинного страха с одной стороны и изнеженность, капризность – с другой? Мама должна проявить особую чуткость. Если малыш похныкивает – не торопитесь брать его на руки, возможно он сам справится с тем, на что хотел пожаловаться (сам повернет голову в нужную сторону, сам отодвинет пеленку и т.д.), если же крик становится пронзительным, безусловно, нужно подойти к ребенку, успокоить его, взять на руки.
Когда малыш бодрствует, его нельзя оставлять одного в кроватке – это плохо отразится и на физическом, и на интеллектуальном развитии в дальнейшем. Нужно обязательно разговаривать с ним, напевать песенки, играть с крохой.
С первых месяцев необходимо уделить достаточно внимания сенсорному воспитанию (т.е. развитию и совершенствованию органов чувств). Маленький человечек видит с первого дня, но еще не умеет фиксировать свой взгляд на каком–либо предмете или человеке. Кроха замечает только самые крупные элементы, особенно те, которые отличаются контрастом. Способность фиксировать взор на чем–либо начнет проявляться только в конце первого – начале второго месяца жизни: кроха сможет остановить взгляд на маме дольше, чем прежде, сможет недолго проследить за двигающейся погремушкой (тренируя такую способность проследите, чтобы погремушка не была слишком громкой, малыш отлично слышит, ему не нравятся резкие звуки, они могут его даже пугать).
На втором и третьем месяце жизни ребенок может сосредоточиться на стоящем человеке, рассматривать его лицо, даже переводить взгляд с человека на висящие над кроваткой игрушки, может следить за раскачивающейся вещью, передвигающимся предметом. Если перед ним ничего нет, он ищет глазами какой–либо интересующий его предмет и останавливает на нем взгляд. В это время малыш интенсивно учится познавать окружающий мир, у него начинает складываться отношение к предметам, он начинает их узнавать. Например, видя бутылочку с молоком, ребенок перестает плакать, и, наоборот, начинает хныкать, когда уносят игрушку, которую он уже хорошо знает.
Для развития зрительной реакции нужно в начале второго месяца жизни ребенка вешать над кроваткой игрушки, обучать кроху следить за двигающимися предметами (водить погремушкой из стороны в сторону, вверх, вниз), брать на руки и держать по нескольку секунд в вертикальном положении. Здесь следует предупредить родителей: не держите кроху «столбиком» слишком долго, ведь глазные мышцы у новорожденного еще очень слабые, чтобы контролировать движение глаз. Если часто поднимать ребенка в положении «солдатика», то малыш может получить косоглазие.
Чаще говорите с ребенком. Это развивает не только органы слуха, но и способствует развитию зрительного восприятия: малыш старается отыскать глазами того, кто говорит (позже он научится выражать эмоции по отношению к говорящему — может улыбаться, быть настороженным, хныкать...).
Помните правило: без слуха нет речи! Если ребенок слышит речь, звуки с самого рождения (это должны быть не резкие звуки и непродолжительные во времени), то он раньше начинает гулить, его артикуляционный аппарат раньше готовится к речи, ребенок раньше начнет говорить и его словарный запас будет на порядок больше, чем у ребенка, который находился в условиях дефицита речи.
Благоприятным для ребенка является воспитание эмоций и движений. Родителям нужно стараться формировать у крошки постоянное положительное эмоциональное состояние. Для этого нужно самим быть настроенным таким же образом, разговаривать с ребенком ласково. Двух- и трехмесячный малыш чувствует доброту, предвкушая общение он начинает проявлять эмоции оживления: двигать ручками и ножками, гулить, поворачивать голову в стороны, улыбаться. Маленький человечек, выросший в нормальной эмоциональной среде быстрее развивается, приобретает позитивное отношение к жизни.
На втором месяце жизни ребенок пытается приподнять голову из положения лежа. С начала третьего месяца родителям следует заняться развитием упора ног. Нужно водить ребенка, взяв его под мышки – сначала он будет смешно перебирать ножками, что будет скорее напоминать скачки, чем шаги, позже – он научится шагать.
Старайтесь делать все возможное, чтобы ваш кроха рос сильной личностью, был добрым и смелым человеком!
Елена Бажанова
Также по теме |
03.05.2011
Иностранный с пеленок
Многие родители еще до рождения малыша начинают планировать развивающую и образовательную программу для крохи. Основной темой для размышлений становится обучение иностранному, ведь так хочется, чтобы кроха с пеленок уверенно изъяснялся на нескольких языках.
Когда же начинать изучение чужого языка, чтобы оно стало максимально эффективным? |
15.06.2012
Игры для развития речи малыша
Все родители с нетерпением ждут, когда их малыш произнесет свое первое слово. Однако далеко не все в курсе, что способны повлиять на этот процесс, грамотно организуя игровую деятельность крохи.
|
25.01.2011
Игрушки из подручных материалов
Зачастую случается так, что погремушки, которые старательно выбирали в магазине родители, не вызывают у малышей интереса или же мгновенно надоедают им. Наблюдения за детьми до года показывают, что карапузам куда интереснее играть с бытовыми предметами, чем с игрушками, созданными специально для их возраста.
О том, почему это происходит и как найти альтернативу расскажет наша новая статья. |