27.01.2014
Возможно, некоторым уставшим мамочкам, хотелось бы, что бы их детки рождались уже если не совсем самостоятельными, то по крайней мере, умеющим сидеть и не требующим от них, мамочек, ношения на ручках для получения нужного количества информации о мире.
Но наши детки рождаются абсолютно беспомощными и на протяжении долгого младенчества (период после новорожденности и до года) таковыми и остаются. Однако все это дано нам природой не просто так – ведь такой длительный период младенчества позволяет ребенку долгое время оставаться пластичным и подстроиться под именно ту среду, которая его окружает.
Интересно, что двигательная и рецепторная системы ребенка развиваются в разном темпе: развитие сенсорных («ощущательных») процессов происходит несравнимо быстрее и интенсивнее, чем развитие детской моторики. При этом на развитии именно сенсорной среды базируется развитие моторики. Этим, кстати, мы весьма сильно отличаемся от братьев наших меньших: у них к моменту рождения практически вся моторика уже готова к использованию, а вот условные рефлексы, связанные с сенсорной средой, развиваются несколько позже.
Благодаря таком нашему с вами «заторможенному» развитию моторики мы приходим в этот мир на удивление готовыми к подстройкам и «приноровлениям». Не известно, где родится ребенок: на Севере, или в джунглях, в воде или на медицинском столе – но наша пластичность позволяет предусмотреть все варианты и адаптироваться к этому. Где бы ни родился малыш, в какие бы условия он ни попал, весьма велика вероятность, что он сумеет приспособиться благодаря тому, что он рождается без заданных реакций на этот разнообразный мир. Однако для того, что бы это оставалось нашим преимуществом, необходимо позволять младенцу много, действительно много, двигаться.
Многочисленные исследования показали, что не только младенцы, но и новорожденные дети начинают проявлять беспокойство при ограничении их возможностей к движению. Возможно, все дело в ориентировочном рефлексе, который «тормошит» ребенка и заставляет его сначала познавать мир путем простого движения собственным телом, а затем и «тормошит» его при процессе обучения (если этот рефлекс, конечно, не задавлен обучением) всю последующую жизнь. Давно доказано, что дети, которых лишили движения, эмоционально более вялые. Если же ребенок попадает к детский дом, то результатом длительного ограничения его подвижности, становится потеря интереса к познанию: девятимесячные младенцы проводят свое время зачастую без попыток встать, а «спокойно» ощупывают свое тело.
Верно и обратное: наиболее сложные движения, а, значит, в последствии и другие психологические задачи, могут выполнять дети с наиболее яркими эмоциональными реакциями.
Для того, что бы удовлетворить потребность младенца в движении необходимо создавать для этого специальные условия, в которых разумно с точки зрения мамы и природы, будут сочетаться ограничения по безопасности и развитию. Разумеется, речь не идет о том, что малыша нужно «выпустить» дергать за провод греющегося утюга. Речь идет о предоставлении ребенку возможности двигаться столько,
сколько он пожелает, столько, сколько требуют его рефлексы, рассчитанные, в конечном счете, на оптимальное приспособление человека к условиям окружающей среды. Так что постарайтесь не мешать вашему ребенку адаптироваться к той среде, в которую вы его, как родители, поместили и в которой ему предстоит прожить всю свою жизнь.
Кристина Вязовская
Также по теме |
20.08.2012
Мышечный тонус у малыша до года: на приеме у врача
Что такое мышечный тонус у малыша до года? Что пытается выявить врач в ходе осмотра младенца? Как относиться к проблеме мышечного тонуса молодым родителям? |
20.03.2012
Особенности зрения у грудных детей
Что же видит новорожденный малыш в первые дни жизни и как будет развиваться его зрение в течение первого года жизни? Этот вопрос часто застает врасплох не только молодых родителей: на протяжении долгих лет медики так и не могут прийти к единому мнению на этот счет.
В статье мы попытаемся отразить точки зрения врачей и исследователей, распространенные на сегодняшний день. |
15.10.2011
Рефлексы у новорожденных
Адаптации малыша к внеутробной среде способствуют врожденные рефлексы. Они управляются нижними центрами головного мозга. В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения. Некоторые из них наблюдаются практически с рождения и с течением времени затухают, другие, наоборот, появятся только тогда, когда ребенок подрастает. |