Развитие познавательных психических процессов в младенчестве
10.03.2014
Дети отличаются от взрослых; ребенок, как доказал всему миру Л.С. Выготский, – не маленький взрослый, и его развитие идет совершенно иными темпами и подчиняется другим законам, нами уже забытыми.
Но для того, что бы заложить хороший фундамент психически зрелой личности, родителям необходимо представлять, что происходит с их детьми. В этой статье мы поговори об особенностях развития познавательных психических процессов у младенцев.
Главное правило младенчества – сенсорика опережает моторику. Сфера ощущений опережает возможности моторики тела, и младенец взращивает свою психику в этих условиях. Удобно ли находится в этих условиях? Решите сами: к трем-четырем месяцам зрительные и слуховые способности младенцев практически идентичны взрослым нормам, а шнурки дети научатся завязывать к концу детского сада. Хорошо отличая цвет, звук, объем, имея колоссальную восприимчивость к новизне, младенцы не могут протянуть руку и пощупать интересующий их предмет (тем более взять в рот – основной «познавательный» орган в младенческом возрасте – мало кто из мам отважится дать ребенку пробовать землю из цветочного горшка). И действия. Необходимые для предметного знакомства с миром, начнут формироваться только во втором полугодии: это ориентировочные действия, действия направленные на установление причины и следствия, появляется представлении о глубине и расстоянии.
Для того, что бы закрепить склонность к познанию ребенку необходимо много впечатлений и одобрение со стороны родителей. Может показаться фантастическим, но между тем, как вы встречали новые достижения ребенка и тем, как он будет стремиться получать новые знания в период с 7 до 11 лет, существует огромная связь. Закрепите негативную реакцию в младенчестве – будете ругать, одергивать и удерживать, - получите с большой долей вероятности «лень» в последующем. Доступные впечатления и возможности реакций на них помогают сформировать первоначальные формы наглядно-действенного мышления.
Ощупывать предметы дети могут примерно с четырех месяцев, до этого они могут их удерживать в ручке или рассматривать. Затем, уже в пять-шесть месяцев ваш малыш может схватывать предмет и демонстрировать вам первое целенаправленное действие , которое ляжет в основу его взаимодействий с миром. После семи месяцев младенец может уже соотносить действия друг с другом, ну а в десять он способен на первые по-настоящему функциональные действия – например, встать для лучшего обзора.
Если говорить о последовательности развития познавательных действий младенца, то оно предполагает включение и запуск в нормальном режиме механизмов памяти. Первым появляется узнавание, при этом когда мы имеем в виду первым – то говорим о первых часах и даже минутах жизни. Через два часа после рождения младенец четко отличает свою маму среди всех остальных по запаху. А после рождения – по звуку сердца. В дальнейшем, получив новую игрушку в подарок и хорошенько ее рассмотрев, младенец сможет ее узнать на следующий день 9эта способность появляется примерно к трем месяцам. А к четырем месяцам младенец уже узнает предмет, на который ему показала мама или любой другой близкий и значимый взрослый. Такому предмету он отдаст предпочтение среди всех остальных, которые находятся в поле его младенческого зрения. Четырехмесячный младенец уже отличает знакомое лицо от незнакомого, а после восьми месяцев малышу доступно воспроизведение – то есть восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.
Опираясь на эти знания о развитии познавательных процессов вы можете легче понять своего малыша и помочь ему ориентироваться в это новом и сложном для него мире.
03.01.2013Как и когда нужно учить малыша разговаривать
Большинство мамочек, ещё будучи беременными, интуитивно разговаривают с пока не родившимся малышом. Вероятнее всего так и заложено природой, чтобы малыш привыкал к голосам родителей, по интонации чувствовал настроение.
30.08.2012Тренируем тактильную память крохи
Как в самом раннем возрасте развить память младенца и научить его мыслить логически? Расскажем в нашей новой статье.
05.07.2012Развивающие игры для самых маленьких
Как известно, игра позволяет крохе адаптироваться к реальной жизни и служит методом познания окружающего мира. Предлагаем вам несколько простых, но очень полезных игр для детей от 6 месяцев, призванных помочь малышу развиваться, проявлять фантазию и овладевать новыми навыками.
Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Лето - пора для прикорма
Лето - прекрасное и удобное время для введения прикорма. Особенно если есть дача. Вы тогда точно будете знать, как выращены первые овощи, фрукты и ягоды, которые предлагаете малышу.
12.01.2015
Мамины помощники – новинки, облегчающие уход за малышом
Как правило, после рождения ребенка многие женщины поглощены заботами о своем младенце. Бессонные ночи и бесконечный плач забирают массу физических и эмоциональных сил.
05.01.2015
Советы по уходу за первенцем
Медленно и в то же время быстро проходит время. Кажется, что крошка только что родился, совсем недавно...ну, максимум, на прошлой неделе, а на самом деле прошел уже целый месяц!
29.12.2014
Спать ли с грудничком?
Промучившись какое – то время мы все же берем младенца к себе в кровать. Малышу спокойнее, да и нам не нужно по нескольку раз за ночь вставать к кроватке. Но… терзают муки совести. Не опасно ли это? Не можем ли мы во сне «приспать малыша», задавить его?