06.10.2014
Стремление к самостоятельности у ребенка проявляется примерно в год, полтора. Малыш начинает активно знакомиться с окружающим миром. Он все трогает, открывает, хватает, вытаскивает, пробует на вкус.
Кроха с любым предметом, который попадает в его поле зрения, а потом и в руки начинает производить различные манипуляции с целью исследования.
Ребенок переходит в новую стадию развития. Если раньше он мог только смотреть, как взрослые открывают дверцы шкафов и достают различные предметы, то теперь карапуз, который уже начал самостоятельно передвигаться, многие действия может совершать самостоятельно, не прибегая к помощи окружающих. Это и есть первый шаг к самостоятельности. Родители то и дело слышат емкое требовательное слово: «Я сам!»
И вот на этом этапе очень важна родительская реакция. Запрещать или разрешать? Наше отношение к деяниям малыша - это вклад в будущую самостоятельность ребенка.
Мерилом оценки должна стать безопасность ребенка. Если его поступки могут привести к опасным последствиям, угрозе здоровью, то реакция со стороны взрослых должна быть однозначной «Нельзя!»
Если действия малыша безопасны, и грозят нам лишь беспорядком, то стоит их разрешать.
Почему? Давайте заглянем в будущее. Представим, что дети выросли, им двадцать лет. Какими хотим их видеть? Умными, образованными, самостоятельными, которые не бояться и умеют брать ответственность на себя, могут решать задачи самого разного порядка. Они коммуникабельны, т. к. в современном обществе умение работать в команде, умение ладить с людьми, и одновременно отстаивать свою точку зрения, убеждать, весьма ценится.
Все эти качества не рождаются сами собой, они закладываются с раннего возраста. Если малышу постоянно говорить: «Не трогай, не подходи, не лезь, положи на место…» Если основным достоинством считать послушание, то о какой самостоятельности может идти речь?
А разве мы не оцениваем малыша с точки зрения его послушания? Если он беспрекословно слушается родителей, мы возводим это качество характера в главное его достоинство. Нам удобно, энергетично незатратно. Мы сказали, он сделал. А что за этим стоит? Сможет такой пай - мальчик, который живет с оглядкой на папу и маму, быть главой семьи или занимать крупный пост? Привычка соответствовать требованиям окружающих может препятствовать успешной карьере и семейному счастью.
Поэтому, как бы нам не хотелось ограничивать деяния своих детей, но думая об их характере и о будущем, нужно стараться предоставить максимум свободы. А это сложнее, чем категоричное «Нельзя!» Нужно показывать, рассказывать и объяснять. «Нельзя рисовать на обоях, а на куске ватмана можно. Нельзя доставать посуду из этого ящика, а кастрюли с полки можно. Можно самому налить компот в чашку, но если жидкость пролилась, то ее надо промокнуть тряпкой…» Нам куда проще самим налить компот в чашку. Чем с содроганием смотреть, как карапуз орудует кувшином и чашкой, которая стоит на краю стола.
Если ребенок живет с оглядкой на взрослых, боясь не соответствовать их требованиям, то может развиться страх и различные фобии. Например, такая форма страха, как «быть не тем». Это страх ошибиться, сделать не то, сделать неправильно.
Как часто во взрослом возрасте, мы начинаем анализировать свои недостатки: нерешительность, недоверие, излишнюю подозрительность, боязнь всего нового и спрашиваем «Откуда все это?». Психологи отвечают «Это все из детства
».
Саватеева Марина
Также по теме |
17.03.2014
Психическое развитие новорожденного
Существует много психологических школ, которые настолько отличны друг от друга, что тяжело понять, что зачастую сложно понять, что же их объединяет. Это, конечно, шутка. |
03.03.2014
Эмоциональное развитие младенца
Эмоциональное развитие младенца – основа его эмоциональных реакций в будущем. Несомненно, не все зависит от младенчества – сильные потрясения в будущем могут породить ряд реакций, которые невозможно было предсказать в результате спокойного младенчества, но все равно на эмоциональном опыте младенчества будут строится даже реакции на будущие потенциальные потрясения. |
17.02.2014
От рождения до года: готовимся к речи
Период от рождения до года период подготовительный для речи. Даже если ваш ребенок говорит «мама» или «папа» и еще шестнадцать слов, это все относится к подготовительному периоду. |