29.12.2010
Совсем недавно ваш карапуз был милым и улыбчивым, а теперь постоянно стремится проявить свой характер. Кроха капризничает и выражает недовольство по любому поводу, сопротивляется и кричит, резко отталкивает вашу руку?
Да, это они – явные признаки кризиса первого года жизни.
Заметим, что кризис первого года – вполне нормальное явление. В период от девяти месяцев до полутора лет жизни подобное состояние испытывают практически все люди. Основная задача этого возраста – получить необходимые знания о свойствах и назначениях различных предметов и явлений. В то же время старые отношения ребенка со взрослыми препятствуют этому: они изживают себя, поскольку постоянный контроль со стороны родителей мешает естественному процессу познания мира карапузом. Взрослые перестают быть необходимы крохе ежесекундно, ведь ребенок уже овладел первичными навыками и стал более самостоятельным по сравнению с первыми месяцами жизни.
Недаром кризис первого года принято также именовать «кризисом самостоятельности», а обусловлен он активным использованием появившейся у карапуза способности передвигаться в пространстве. Именно отсюда и берут начало первичные протестные формы поведения, которые в обобщенном виде называются кризисом первого года жизни.
Основными признаками кризиса первого года принято считать следующие состояния:
1. Резкое ухудшение характера ребенка: проявление упрямства, настырности, непослушания, требование повышенного внимания;
2. Появление новых форм поведения: попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
3. Наличие повышенной чувствительности к замечаниям: обида, недовольство, агрессия;
4. Проявление капризного характера, «несговорчивости»;
5. Непоследовательное и противоречивое поведение: к примеру, малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Психология взросления
Главная проблема кризиса первого года заключается в том, что родители зачастую не успевают перестраивать свою психологию вслед за бурным развитием крохи. В подсознании взрослых все еще присутствует образ маленького беззащитного комочка, неспособного на самостоятельные действия и, тем более, на какие-либо (пусть и примитивные) решения. В семье работают привычные схемы: действую вместо ребенка, а не вместе с ним! Именно это поведение родителей обычно и вызывает протест у карапуза.
Столкнувшись с подобными проявлениями самостоятельности у крохи, помните главное: капризы, слезы, крики, скандалы, желание хватать окружающие предметы и проявлять неуместную самостоятельность – не есть свидетельство плохого характера и избалованности. Это естественные проявления первичного этапа взросления.
Чтобы как можно скорее избавиться от нежелательных форм поведения детей, взрослые должны из посредников между малышом и окружающим миром превратиться в наиболее авторитетный источник информации, стать образцом для подражания. При этом новой формой качественного взаимодействия ребенка с родителями должно стать речевое общение, а не физическое воздействие. Именно в нелегкий период кризиса первого года у малышей формируется потребность в освоении речи как средства управления поведением другого человека.
Знакомя ребенка названиями окружающих его предметов, демонстрируя их назначение и способы обращения с ними, родители вводят малыша в мир вещей, развивают его самостоятельность. Как известно, играя с предметами, дети не устают многократно повторять одни и те же действия и движения (открывать и закрывать коробочку, растягивать резиновую игрушку, нажимать на кнопку-пищалку и т.п.). Взрослым не следует вмешиваться в этот процесс, достаточно просто следить, чтобы карапуз не причинил себе вреда. Только в этом случае поведение родителя не разгневает кроху и станет образцом для подражания в дальнейшем.
Умение создавать поле для самостоятельной деятельности ребенка – первостепенная обязанность взрослых. Помните: в процессе познания пробы и ошибки неизбежны, и малыши имеют на них полное право!
Вначале было слово…
Как же научить кроху выражать свои эмоции и желания словами? Сопровождение всего происходящего вокруг четкими словесными комментариями мамы со временем обязательно поможет карапузу заговорить самостоятельно. Родителям следует стимулировать активное употребление ребенком слов, которые он уже способен произнести. С этой целью можно превратить ежедневные заботы в веселую игру: к примеру, прежде, чем приступить к процедуре купания или одевания, попросите малыша назвать то, что вы будете с ним делать. Еще один действенный способ заставить «молчуна» заговорить – не выполнять его просьбу, если кроха выражает ее жестом и междометиями, хотя уже вполне может произнести нужное слово.
Поощряйте каждую «словесную победу» малыша, однако при этом не забывайте осваивать и новые слова и слоги, четко проговаривая их вместе с ребенком по нескольку раз. Закономерность такова, что если малыш привыкнет быть понятным без слов – развитие его речи может просто-напросто затормозиться.
Еще одним существенным аспектом является формирование в сознании малыша понимания слов «нет» и «нельзя», и кризис первого года как нельзя лучше подходит для отработки навыка соблюдения установленных законов. Безусловно, запреты просто необходимы – ребенок, не знающий, что можно, а что нельзя, становится неуправляемым, может подвергнуть опасности свою жизнь и здоровье, асоциальный, трудный в общении.
Однако таких запретов не должно быть много, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно их суть, а не вбить себе в голову стереотип: «Злые взрослые мне все запрещают!». Формулировать правила желательно коротко и четко, причем произносить их надо без улыбки, чтобы кроха понимал, что с ним говорят предельно серьезно.
Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. К примеру, всякий раз перед тем, как приглашать кроху к столу необходимо отправлять его мыть руки, приговаривая: «Чистота – залог здоровья!» Вскоре карапуз сам начнет повторять эти слова и превратить рутину в обязательный ритуал.
Говорим «нет» грамотно
Безусловно, существуют моменты, когда без запретов и замечаний не обойтись, и годовалый ребенок в этом плане не исключение. Однако делать это надо с умом. Помните, что именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к оценке своих действий родителями. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности, еще ничего не боящийся, переживающий свой первый серьезный кризис, кроха как никто иной нуждается в поддержке и одобрении. Вот почему родителям следует быть как можно более терпеливыми и тактичными: ругая малыша, маме следует обязательно подчеркивать, что ее негодование вызвано конкретным поступком карапуза, а не им самим, как личностью.
Кроме того, добиваясь от капризного непоседы «нормального поведения» ни в коем случае нельзя на него давить и принуждать. Помните: насилие порождает насилие! Или... неуверенность, безынициативность, психологию жертвы. Крохе, не привыкшему чувствовать уважение к себе, трудно вырасти сильной и уравновешенной личностью. Для того чтобы добиться своего, ему, скорее всего, придет в голову пустить в ход слезы, шантаж, а во взрослом возрасте – грубость и силу.
Будущее малыша в ваших руках, и именно вам решать, каким оно будет.
В заключение напомним, кризис первого года явление закономерное и проходящее – это еще один шаг малыша к физической и психологической зрелости. Как и многое в жизни, его следует просто пережить. Постарайтесь быть терпеливыми и мудрыми родителями, не оговаривайте кроху по мелочам, не лишайте его права на самостоятельность, одобряйте и поддерживайте.
Совсем скоро кризис сменится периодом стабильного развития, а ранее пугавшие родителей проявления обернутся новыми достижениями!
Анастасия Матвеева
Также по теме |
10.12.2010
10 интересных фактов из жизни младенцев
Думаю, всем родителям новорожденных хочется знать, как малыш, едва появившийся на свет, воспринимает и понимает окружающий мир? Это интересовало людей всегда, поэтому от своих мам и бабушек, мы с детства наслышаны о самых разных способностях, которыми, как они считали, наделены младенцы.
Однако, за последние десятилетия, ученые открыли целый ряд новых уникальных возможностей и способностей у малышей раннего возраста. При этом, некоторые, ранее приписываемые малышам особенности, были опровергнуты. |
15.02.2011
Младенец вернулся из больницы...
Еще несколько лет назад доступ к ребенку, находящемуся в больнице, был закрыт для матери. Разлука с близкими – всегда трагедия для ребенка, особенно для маленького. Ведь он не знает, почему и надолго ли расстался с мамой, а это вселяет в малыша тревогу, усугубляющую и без того тяжелое состояние, вызванное болезнью. |
01.05.2011
Правила поведения в песочнице
Вот и свершилось… Ваш годовалый малыш начал овладевать техникой ходьбы, и, выйдя с ним на очередную прогулку, вы обнаружили, что кроха проявляет неподдельный интерес к другим малышам, копошащимся в песочнице.
Как же грамотно ввести карапуза в детское общество? |