01.03.2012
Известно, что на первом году жизни крохи происходит становление и развитие жизненно важных функций его организма.
Рассмотрим, как же развивается речь малыша в этом возрастном промежутке.
Итак, рассмотрим первый месяц: многие исследователи отмечают чувствительность к звукам у новорожденных по таким реакциям:
1. Изменение общей двигательной активности.
2. Сморщивание лба.
3. Движение век.
4. Вздрагивания, подергивания конечностями.
5. Изменения ритма и частоты дыхания.
6. Поворот глаз и головы к источнику звука.
7. Торможение сосательных движений.
Отметим, что на третьей-четвертой неделе жизни крохи слуховое сосредоточение можно получить не только на относительно сильный звук, но и на обычное речевое воздействие взрослого.
Примерно с полуторамесячного возраста малыш «гулит» – произносит гласные звуки, отсутствующие в языке взрослых. В процессе развития они утрачиваются, заменяясь полноценными гласными звуками.
На третьем месяце жизни малыша «гуление» становится более разнообразным, в речи ребенка появляются согласные звуки г-гы, б-бу, в-ви и т.д. В ответ на улыбку, поощрение или обращение ребенок активизирует «гуление»; происходит как бы разговор, когда взрослые агукают вместе с малышом. На улыбку взрослого ребенок отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков.
В возрасте от трех до шести месяцев «гуление» преобразуется в «свирель», т.е. произнесение цепочки звуков каскадом: аль–ле-е-лы-агы-аы. Цепочки звуков делаются все продолжительнее, если к этому побуждают взрослые, разговаривая с малышом.
Для развития речи малыша в возрасте семи-восьми месяцев наибольшее значение приобретает возможность подражания голосовым реакциям взрослого. В этом возрасте появляется первый «лепет», т.е. произнесение отдельных слогов ба-ба-ба, да-да-да. В нем уже слышны довольно ясные звуки. Из гласных чаще других производится звук а в сочетании с согласными п, б, м, д, т, к. Получив возможность подражать взрослому, ребенок активно повторяет за ним слоги. Период лепета очень важен, ведь малыш подолгу упражняет свой артикуляционный аппарат и тренирует одновременно физический и фонематический слух. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия.
На девятом и десятом месяце жизни ребенок уже способен произносить цепочки повторяющихся слогов. В это время очень важно поощрять ребенка к лепету, т.к. он уже способен копировать интонации. Голосом малыш выражает свои потребности и эмоции.
Развивается и понимание речи. Опорой в этом умении становится зрительное восприятие. Общение между ребенком и взрослым начинает строиться при помощи речи.
В одиннадцать-двенадцать месяцев малыши уже способны понимать обращенную к ним речь, могут выполнить простые просьбы взрослых, подкрепленные жестами. В активной речи малыша появляются первые слова. Запас слов годовалого ребенка не одинаков: у одних он насчитывает от 2 до 7 слов, в то время как у других детей – до 15-20 слов. Есть малыши, и вовсе не имеющие в активном запасе слов, но демонстрирующие хорошее понимание речи.
Первые слова – это, как правило, ударные слоги знакомых слов: «ка» - каша, «пу» - капуста; простые двусложные слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба» и т.д. Эти слоги и простейшие слова можно назвать словами-предложениями, т.к. они обозначают целые понятия, хотя в этих словах-предложениях нет сочетания по грамматическим правилам языка.
Также по теме |
15.02.2012
Методика Монтессори: история создания
Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их кроха развился в гармоничную личность.
Добиться этого можно используя различные методики развития, которых на сегодняшний день насчитывается несколько десятков тысяч. Рассмотрим проверенную и хорошо зарекомендовавшую себя методику развития Марии Монтессори. |
10.02.2012
Становление речи у детей
Без сомнения, главная роль в развитии познавательных способностей и речи у детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, а также от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит развитие речи крохи. |
01.09.2011
Развиваем речь – формируем мышление!
Речь – это вторая сигнальная система, отличающая нас, по словам великих ученых, от животных. В нашем человеческом мире речь напрямую связана с мышлением: некоторые люди мыслят картинками, а некоторые словами. Родившемуся малышу предстоит жить именно в этом мире, мире слов и звуков, в мире человеческой речи. |