23.05.2012
Казалось бы, что наладить процесс общения с младенцем для мамы не должно составить труда – инстинкты и интуиция «просто обязаны» подсказать правильную тактику. Однако, иногда «подобрать ключик» с сердцу собственного крохи оказывается не так уж просто… Что же делать в такой ситуации?
Чтобы избежать печальных последствий обоюдного непонимания в будущем, родителям важно установить контакт с собственным чадом с самых первых дней его жизни. А поможет в этом знание психологии развития ребенка раннего возраста. Рассмотрим, как происходит становление личности у ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет жизни.
Психологи доказали, что самое главное – с младенчества относиться к ребенку как к личности. Малыши на первом году жизни остро нуждаются во внимании, сопереживании, отзывчивости взрослых. Подрастая, малыш начинает активно общаться со сверстниками, совершая при этом самые разные поступки (в том числе и осуждаемые взрослыми).
Дети общаются совсем не так, как взрослые. У малышей нет определенной цели, они не стремятся во чтобы то ни стало достигнуть желаемого результата. Со стороны, кажется, что они бессмысленно визжат, хохочут, бегают, валяются на полу. Однако именно так удовлетворяется главная потребность детей – проявить себя, получить поддержку своей инициативы, почувствовать собственную значимость. И это надо уважать.
Так, например, в возрасте года-полутора дети не желают делиться с другими малышами игрушками, болезненно реагируют, если их принуждают совершить великодушный поступок. Психологи подчеркивают: это не только нормально, но и положительное явление. Такое поведение ни в коем случае нельзя расценивать как жадность. Зачем ругать малыша и заставлять его делиться со всеми, когда он впервые осознал, что у него есть собственность? К тому же он воспринимает свои вещи, как часть самого себя.
Подрастая, ребенок понимает, что его вещи не перестают принадлежать ему, даже если именно временно пользуются другие дети.
Примерно в четыре года у большинства детей возникает конкурентное отношение к сверстнику. Малыши стремятся доказать свое превосходство над другими, критикуют действия сверстников, привлекают всеобщее внимание к своим достоинствам и чужим недостаткам. Нередко можно услышать, как дети напрашиваются на похвалу, интересуются: «Правда, у меня рисунок лучше?» Взрослые должны понимать, что заслуженная похвала не может испортить ребенка, а в этот период она ему особенно необходима.
Вопрос в том, позволительно ли взрослым вмешиваться во взаимоотношения ребенка с окружающими, не имеет однозначного ответа. Когда ребенок совершает поступки, задевающие интересы или оскорбляющие другого человека, нужно остановить его. Желательно, не ругать и не принуждать кроху к извинениям, а выразить огорчение и обратить внимание на чувства другого: «Мальчику больно и обидно, он очень расстроен. Представь себя на его месте». Даже малышу двух–трех лет по силам осознать последствия своего поступка и ощутить раскаяние, тем более детям старшего возраста.
И еще один неоспоримый факт. Для полноценного развития и гармоничного общения с окружающими малышу нужно уважать и ценить самого себя.
Чувство сострадания тоже не должно быть основой поступков ребенка, так как зависит от изменчивых симпатий и настроений. Только наличие положительных представлений о себе и потребность сохранить и упрочить их дает ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений и вырасти нравственной личностью.
Марина Саватеева
Также по теме |
15.11.2011
Маленькая личность
Вы когда-нибудь задумывались о том, что уже в первые дни жизни малыш умеет выражать свое отношение к происходящему? Да-да именно так он и поступает: плачем, мимикой, спокойствием или беспокойством кроха способен передать маме всю глубину своих переживаний.
Младенец уже имеет определенное отношение к этому миру. Отсюда вывод – даже маленький ребенок является личностью. |
05.08.2011
Психологические травмы у детей до года
Внутренний мир маленького ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин и воспоминаний. Вдруг в это радостное и безмятежное существование вторгается травма…
Что же делать, и как распознать столь тяжелое состояние крохи? |
07.07.2011
Задержка психического развития у младенцев
К сожалению, иногда случается, что радость рождения младенца омрачается весьма неприятными медицинскими диагнозами.
Одним из которых является задержка психического развития. Выявить отклонение непросто. Однако, чтобы не упустить драгоценного времени наблюдать за малышом следует с момента его рождения. |